Методики обучения языкам

Методики обучения иностранным языкам

Методики обучения иностранным языкам

 

За последние 20 лет, произошел резкий прорыв в области преподавания иностранных языков.  Методики обучения иностранным языкам стали более совершенными. В методиках преподавания внедрялись технические новшества, используются возможности интернет. В советской школе все приоритеты отдавались грамматике, чтению и литературному переводу. Для изучения языка требовалось механическое и рутинное  выполнение заданий – прочитать, перевести, выучить слова.

По данной методике процесс овладения языком длился много лет, а успеха добивались лишь единицы, ценой упорного труда.

 Занятия по изучению языка носили как правило, информативный характер, направленный больше на пополнение багажа знаний, чем на развитие навыков речи.

В настоящее время процесс овладения языком тоже потребует немалых усилий. Но отличие преподавания языка в наше время заключается в том, что преподавание иностранного языка стало действительно массовым и доступным.

Доступность преподавания заключается не только в огромном количестве школ и репетиторов, но и в том, что преподавание стало одним из сегментов рыночной экономики, и ориентировано на потребителя услуг.

Потребитель услуг школы иностранных языков  сам работает в определенном сегменте рынка, где требуется совершенно определенный набор языковых знаний и навыков. Множество людей, работающих в самых разных областях науки и производства, пришли к необходимости изучать иностранный язык.  Причем освоить язык стало необходимо в самые короткие сроки.

Необычно широкий массовый спрос на изучение иностранных языков потребовал удовлетворения своих потребностей. При этом потребителя не интересует академический объем теории изучаемого языка, его истории, глубоких основ. Знание языка потребовалось больше функционально, для практического использования в офисе, в  личном общении.

В результате произошедших  перемен, изменилась форма преподавания и содержание курсов. Формы обучения многообразны. Появились различные методики обучения языкам. Можно заниматься в школе иностранных языков, можно индивидуально с репетитором, дистанционно, по выходным и праздникам.

 Содержание курсов так же значительно изменилось. Преподавание стало носить прикладной характер.  На первое место выходят не только профессионализм, но и качество изложения материала, способность учителя находиться в контакте с аудиторией.

Еще одно принципиальное отличие нынешнего процесса  обучения языкам – появление и внедрение новых методик в обучении. Развитие таких методик связано с научными новациями в области психологии группы и психологии личности человека. Причем психологический фактор выдвигается на первое место. Подчеркивается мотивация человека, уважение к потребности самореализации и свобода выбора.

Выбор методики обучения – главный элемент нынешнего состояния системы преподавания иностранных языков. Студент может выбрать курс, максимально отвечающий потребностям в обучении. В попытке удовлетворения спроса, на рынке появилась масса предложений, отличающихся методикой преподавания языка. И вопрос о выборе методики преподавания становится все более актуальным.

 

 Вы выбрали школу. Вас устраивает стоимость, время занятий удобно Вам. Но неправильно выбранный метод может испортить весь процесс обучения. Мы повсеместно сталкиваемся с объявлениями о самых разных методиках, обещающих изучение английского «за три недели», и подобных им.  Такое обилие методов зарождает массу сомнений в эффективности предлагаемых курсов.

Приходя в какую либо школу, необходимо узнать, по какой методике проводится обучение.  Естественно, что спрашивая в школе о применяемой методике, Вы никогда не услышите отрицательных отзывов.

Поэтому, необходимо предварительно ознакомиться с существующими методиками самостоятельно, и подумать над тем, какой метод подходит именно Вам. Каждая методика имеет в себе как достоинства, так и недостатки. По каждой методике по всей стране занимается много людей, большинство из них достигает  успеха.

Вы твердо решили овладеть английским. Вы знаете для чего Вам это нужно. Мотивация у Вас уже есть. Ознакомьтесь с методиками и решите, к чему действительно у Вас лежит душа…  В том смысле, что метод обучения, выбранный Вами, позволит изучить язык с удовольствием, правильно, отвечая поставленным Вами целям. Ощущение движения к цели создает дополнительный стимул к преодолению трудностей в обучении.

Очень часто на платные курсы берут всех. В некоторых школах существующее предварительное тестирование позволит только определить группу примерно с Вашим уровнем знаний. Но есть еще вопрос психологической совместимости. Например, на занятия по методу Китайгородской не возьмут замкнутых людей, не расположенных к общению, поскольку именно от раскрепощенности и способности общаться зависит успех в обучении. На курсы по методике Шехтера могут не взять людей с узконаправленным мышлением, которым необходимо строго логически доносить все элементы языка.

Существуют ограничения в методиках и по уровню Ваших знаний. По методу Милашевича занимаются те, кто ранее уже изучал язык и имеет определенный багаж знаний, поскольку метод рассчитан больше на преподавание грамматики.  При наборе на курсы, Вам могут и не рассказать все нюансы обучения и совместимости. Спрашивайте сами.

Безуровневые методики обучения предполагают прохождение какого либо курса в течении определенного времени. Такие методики рассчитаны на короткое время обучения и содержат в одном курсе, как правило, материал трех – четырех уровней традиционных методик.

Как правило, процессы обучения языкам обычно строятся на сочетании нескольких методик с преобладанием главной, поскольку занятие лишь по одной методике приводит к рутине и уничтожает интерес к обучению. Наиболее популярны в наше время коммуникативные методики с обучением в группах (англ. to communicate — общение). То есть, во время занятия происходит игра «в повседневную жизнь».

Разыгрываются ситуации похода в магазин, аптеку, и т.д. На таких занятиях, общение на языке начинается уже с первых занятий, и способность строить простые предложения проявляется уже на 3 – 4 занятии. Не каждый преподаватель способен эффективно проводить занятия по таким методикам. При безусловном наличии профессиональных навыков владения языком, роль личности преподавателя значительно возросла.

Преподаватель является организатором процесса обучения при взаимодействии всех участников группы не только с преподавателем, но и внутри группы. Преподаватель обязан создать непринужденную атмосферу, сломать комплексы застенчивости и страха перед ошибками в обучении.  Преподаватель должен иметь лидерские качества и постоянно направлять процесс обучения, управляя каждым членом группы. Идеальной для обучения  считается группа не более 10 – 15 человек.

Те, кто будет учить Вас на курсах, должны быть настоящими профессионалами. Преподаватель должен подтвердить свое образование дипломом о лингвистическом или педагогическом образовании, желательно иметь западные сертификаты, например TOEFL, а так же большой опыт практической работы.

 

Мы знаем, что процесс обучения языку должен проходить и оцениваться по четырем направлениям, пример которых можно привести в экзаменационных тестах ЕГЭ, TOEFL и IELTS. Это аудирование, письмо, чтение и грамматика. Если учить слова и читать, можно и не понять фильм на английском языке, не понять, что говорит вам носитель английского.

 Поскольку, разрабатывая навык чтения, мы не развиваем навык аудирования, не можем слышать и говорить. При выборе методики нужно определиться, в чем бы Вы хотели преуспеть больше всего. Если в письме, то нужно больше писать. Если в речи, то нужно больше говорить. Но лучше не забывать и остальные навыки, подтягивая их со временем.

Можно заниматься и в свободное время. Прослушивать аудио и видеопрограммы, слушать радио на иностранном языке, читать газету. Весьма полезно приобрести программу – лингво тренажер, который будет всегда у Вас под рукой и поможет изучать и поддерживать знание слов и отрабатывать их произношение.

На сайте мы приводим  существующие  методики обучения языкам. Поскольку методик существует множество, мы не стали описывать все, а привели основные для ознакомления, чтобы у Вас сложилось общее представление о существующих способах обучения. В каждой статье приводятся ссылки на сайты авторов и школ, обучающих по методикам. Свое мнение Вы можете высказать в комментариях к каждой статье.

Удачного Вам выбора!

 

  http://biz-incom.ru/category/metodiki    — Рубрика о методиках изучения языков. 

 

 http://www.falsefriends.ru/booksavtor.htm книги по различным авторским методикам изучения языков

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − 3 =

Сайт размещается на хостинге Спринтхост