Психологическое манипулирование

Психологическое манипулирование

 


Ежедневно в быту, в транспорте, на работе, либо в процессе ведения собственного бизнеса, мы сталкиваемся с психологическим манипулированием. Мы  оказываем влияние на окружающих нас людей с целью добиться от них каких – либо действий. Мы хотим, чтобы подчиненные без проблем выполняли наши указания, чтобы посетители пришли на наши сайты, заказали услугу, купили наш товар.

Сложность управления в бизнесе и в других сферах общения, заключается в том, что психика людей создана под индивидуальными представлениями об окружающем мире, сформировавшейся собственной системой ценностей.

По этому, в процессе управления бизнесом, мы встречаем  постоянное психологическое противодействие, которое необходимо преодолевать. 

Преодолеваем психологическое манипулирование силой убеждения, используя весомые аргументы, опыт, авторитет, желание учитывать мнение других при принятии решения, и т.д.   Не являются манипулированием открытые просьбы о помощи, прочие ситуации, когда намерения обращающихся к Вам людей предельно ясны. Полной противоположностью манипуляции является актуализация – использование при воздействии на окружающих принципов честности, открытости, доверия, и осознанности.

Убеждение принципиально отличается от манипуляции. При манипуляции оказывается скрытое психологическое воздействие. Манипулятор скрывает реальную цель, которую он преследует, добиваясь определенной цели через  Ваши чувства и эмоции. Психологами даются различные определения манипуляции, общий смысл которых заключается в том, что подверженного влиянию человека «прибирают к рукам», понукая им настолько искусно, что у него сохраняется впечатление самостоятельности его действий и решений.


Для оказания психологического воздействия, манипулятор пытается выявить Ваши душевные нити, дергая за которые, можно заставить Вас совершить определенные действия. Такими ниточками могут быть неудачные отношения с противоположным полом, Ваши привычки, комплексы по поводу характера, манеры поведения, за которые Вас можно упрекнуть.

 

 

Для чего применяют манипулирование

Потребность  манипулирования 

— Чувство превосходства, Власть над окружающими, способность умелого управления людьми, получение от манипулирования моральных и материальных выгод приносят манипулятору множество положительных эмоций. Часто таких манипуляторов называют «энергетическими вампирами», за прилив эмоционального подъема, и соответствующее  ему чувство душевной ущербности у объектов манипулирования.

— Не желание осознавать в себе внутренние психологические проблемы, не желание менять собственную жизнь, нежелание работать над собой. Освоить приемы манипулирования проще, чем менять себя.

Причины подверженности манипуляции

— Желание иметь прекрасный имидж в глазах окружения, боязнь «потерять лицо». Страх перед мнением людей порождает ненависть к окружающим. Человек зацикливается на мнении окружающих. Мысли могут превратиться в навязчивую идею. Нестабильность внутреннего состояния человека проявляется на манерах речи, поведения. Человек демонстрирует окружению внутренние проблемы, что делает человека потенциальным объектом манипулирования.

— Неправильная самооценка. Человек низко ценит свои личностные качества, уверен в своей ущербности. Человек уверен, что он ценится в обществе только тогда, когда он способен угождать окружающим. Демонстрируя окружающим подобные черты характера, человек приглашает в свою жизнь манипуляторов, которые не упустят возможность властвовать. Неправильная самооценка способствует развитию ненависти к самому себе.

— Неправильные приоритеты. Человеку становиться принципиально важно мнение о нем конкретных людей из его окружения. Ради роста в глазах определенных людей, человек готов поступиться собственными моральными принципами. Привычка действовать в угоду манипулятору порождает возвышение, идеализацию, оправдание манипулятора, приводит к «идолопоклонству» перед манипулятором.

— Неумение сказать «нет». Наблюдается иногда даже у самых сильных людей. В самых острых ситуациях, такие люди теряют чувство независимости, начинают играть во вред себе. Такие люди становятся «подарком» для манипуляторов.

 

Методики манипулирования

Психологическое манипулирование предполагает  воздействие на человека для получения необходимой реакции. Добиться необходимой реакции можно следующими способами:

— Вербальная манипуляция. Для воздействия на человека используются методы разговорного воздействия. Психологи разделяют методы речевого воздействия на блоки, представляющие собой определенные наборы фраз, в которых заключается скрытый приказ к выполнению действий. Фразы, сказанные яко бы невзначай, способны зацепить самые тонкие душевные ниточки, заставляя человека выполнять определенные действия. Понятно, что альтернативы выбора действия, у объекта манипулирования будут отсутствовать.

— Невербальное психологическое манипулирование. Ожидаемую реакцию от человека можно получить путем воздействия с помощью определенного набора знаков, подаваемых телом, мимикой, жестами манипулятора.  Например, расслабленная поза манипулятора располагает объект манипулирования к ослаблению внимания. Непроизвольные жесты тела могут многое рассказать о внутренних чувствах объекта манипулирования.

Успешное психологическое манипулирование людьми, не требует знания особенности их личной жизни. В психологии известны различные типы характера людей, определив которые, можно понять, какие приемы воздействия на человека могут дать результат.

 

Приемы психологического манипулирования


-Характер воздействия всегда тайный. Манипулятор добровольно не раскроет истинные цели.

— Психологическая роль манипулятора в процессе воздействия может меняться. Выступает в роли жертвы, обиженного жизнью. Роль жертвы может быть заменена на роль карателя и борца за справедливость. Манипулятор может предстать в виде спасателя, бескорыстно пришедшего на помощь.

— Использование для воздействия обстоятельств, очень важных для Вас. При этом чаще всего используются и особенности Вашего характера, известные всем Ваши реакции на определенные внешние воздействия.

— Манипуляция на основании действительно существующих фактов. Может происходить и без обмана, но факты преподносятся отрывочно, именно в выгодном манипулятору контексте.

— Использование при манипуляции досконально продуманной лжи. У профессионалов в манипуляции, ложь вылетает просто на автоматизме, она возникает как моментальная реакция на возникшее обстоятельство, причем смысл лжи всегда будет истолкован в пользу манипулятора.

 

Манипуляции на чувствах


— Манипуляция на чувстве страха и тревоги. Основана на внушении чувства опасности, после которого следует дружеское предложение способа избежать опасность.

— Манипуляция на чувстве вины. Манипуляция выражается в разыгрывании демонстративной обиды, после чего ожидается от Вас определенное действие. (Обидел кадровичку неосторожным словом – беги в магазин за конфетами, иначе не простит). Демонстративную обиду необходимо научиться распознавать.

— Манипуляция на чувстве жалости и сострадания. Каждый из Вас видел жалких нищих, сидящих на тротуарах, около церквей, часто держащих на руках маленьких детей. Сложно предположить, что на самом деле, данный вид деятельности является бизнесом, приносящим реальные деньги.

 

Способы манипулирования

 

— Открытое давление. Проявляется в неприкрытом давлении, оказываемом, например, словами – «настоящий мужчина должен», «настоящий мастер своего дела должен», и.т.д. Часто такое давление сопровождается скандалами. Для оказания давления часто используется сарказм, насмешки, презрение, манипуляции на попытках вызывать чувство стыда.

— Пассивное психологическое манипулирование. Проявляется в виде демонстративных жестов, недовольного лица, хлопанья дверью, бросания трубки телефона. В деловой сфере часто используется демонстративный отказ от неформального стиля общения,  отказ от активности при необходимости принятия совместных действий, демонстративное отсутствие на важных встречах, либо опоздание без объяснения причин.

Скрытое манипулирование встречается чаще всего. Воздействие на объект манипулирования происходит с помощью тонкой игры на чувствах, при которой объект манипулирования не подозревает о скрытом воздействии. Скрытое манипулирование производится обычно следующими методами:


— Метод «поглаживания» — дружеские жесты при общении (например, похлопывание по плечу), демонстративное заступничество, успокаивание, комплименты, навязчивая демонстрация общих интересов, с целью стать «своим» для объекта воздействия.

— Игра на родственных связях (друзья и родственники считаются обузой в бизнесе).

— Демонстративная уступка в ущерб собственным интересам. Побуждает чувство вины и обязанность по отношению к манипулятору.

— Ссылка манипулятора на авторитетные имена, навязывая определенные точки зрения и корректируя ход мыслей в нужном себе направлении.

— Игра на чувстве собственной важности объекта воздействия. Манипулятор в процессе общения играет подчеркнутую роль подчиненного, выпячивает свою некомпетентность, не знание вопроса. С помощью таких действий манипулятор отключает чувство осторожности у объекта манипулирования, что заставляет его совершить ошибки.

— Отвлечение от темы разговора. В момент обсуждения манипулятор сбивает с хода мысли объект воздействия, подняв очень важную для объекта  тему, но при этом к данной беседе  не имеющую никакого отношения.

— Способ подмены реальной цели общения с помощью подчеркивания другой цели. Например, выбирая в магазине какие – либо вещи, Вас просветят, что все вещи Вам к лицу и спросят – какую именно Вы купите? Навязав в разговоре тему сравнения двух вещей, подразумевают, что принципиальное решение о покупке именно в этом магазине Вы уже приняли.

— Отключение способности человека критически мыслить  путем  навязывания необходимости принять решение здесь и сейчас, наводя чувство страха опоздать с принятием решения.

— Возможность подтолкнуть человека к принятию решения, сыграв на азарте. Например, пообещав значительную  скидку, которая будет действовать очень короткое время.

 

Манипуляции в бизнесе

 

 

В бизнесе манипуляции встречаются повсеместно, во всех сферах деятельности. Манипуляции позволяют заключать боле выгодные для партнера сделки, подтолкнуть его к принятию важных решений. Истинная цель манипулятора не совпадает с целью, демонстрируемой им в момент делового общения. Результатом такой манипуляции будет, как правило, нанесение партнеру явного, либо скрытого ущерба.

— Манипуляции в рекламе. Часто в рекламе ювелирных магазинов можно увидеть слоган «если любишь — докажи». Ясно, что подобная реклама затрагивает самые больные места человеческого самолюбия, касающиеся жадности, гордости, желания казаться значимым. Чувства, рождаемые внутри нас подобными призывами, не оставляют в покое, разрывают нас изнутри.

— В процессе  руководства фирмой, руководитель ведет за собой подчиненных, убеждая их правильности собственного взгляда и заставляя делать все, что способствует развитию. Часто, убеждения руководителя направлены на выжимку из подчиненных максимально возможной отдачи. Незначительные ошибки руководства подчиненные могут понять, но значительные, приведшие к краху фирмы, даже после утомительной работы, прощать уже никто не будет.

— Манипуляции, направленные на ускорение выполнения работы. С помощью определенного набора фраз можно подогнать работника, который и так успевает все сделать в срок, сказав ему, что он слишком долго возится. 

— Манипуляции в продажах. Продавцов заставляют улыбаться, отключая тем самым бдительность и способность критически оценивать качество товара, забыть про возможность большего выбора. Позитивное отношение к продавцу вызывает и положительное отношение к товару. В процессе общения, продавец определяет, на какие именно струны следует надавить (жадность, гордость, и т.д.) во время презентации товара. В процессе продажи манипуляции происходят на всех этапах – от выбора вещи до пробивания чека. Продавец упорно преодолевает сомнения покупателя, ведь в любой момент он может передумать.

Особое место психологическое манипулирование занимает при продажах в сетевом маркетинге, либо в обработке прохожих «пешими мерчендайзерами». Воздействие на покупателя в данных видах продаж может перерасти из мягкого влияния в грубое воздействие на психику.

— Манипуляции с использованием комплиментов во время проведения переговоров. Комплименты, как правило, не банальны, выдержаны в деловом стиле. Комплименты расслабляют психику, и объект тем самым подготавливается к более серьезному воздействию. В процессе делового общения может быть предпринята попытка вывести Вас из психологического равновесия с помощью иронии, насмешек, мнимого непонимания. Смысл сказанного намеренно искажается.

Описывать все виды психологического манипулирования в данной статье нет смысла. Разновидностей воздействия на психику людей существует множество. Иногда манипуляция на столько завуалирована под нормальную обстановку, что можно даже и не понять, в чем именно заключался подвох, но при этом просто будет присутствовать  чувство, что нас просто использовали. 

Истоки искусства манипуляции находятся в каждом из нас, уходят корнями в самое детство, когда мы манипулировали родителями с целью получить заветную игрушку, сладости, и т.п. В жизни человек подсознательно применяет приемы манипуляции, совершенствуя свое умение. Сама по себе манипуляция не плоха и не хороша. Все зависит от намерений при ее использовании.


Самое худшее обстоятельство для жертв манипуляции заключается в том, что они несут прямые материальные и моральные потери, отвечая за действия, которые они совершили не по своей воле, поддавшись психологическому воздействию. У жертв манипуляций на всю жизнь остаются душевные раны, которые запоминаются навсегда.

Распознав манипуляцию, и неся потери, человек навсегда теряет доверие к манипулятору. Доверие является базовой основой деловых, семейных отношений. По этому, распознанная попытка психологического манипулирования, либо слухи о Вашей склонности к манипулированию, могут привести к полному разрыву отношений, принеся тем самым в жизнь манипулятора огромное количество проблем, не соизмеримых с той выгодой, которую он получил, играя с психикой окружающих. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 − два =

Сайт размещается на хостинге Спринтхост