Психология китайцев

placeholder

Психология общества Китая

Психология китайцев. Китай является бурно развивающейся страной. Китайские товары в настоящее время распространены по всему миру. Помимо широкого экономического потенциала, Китай привлекает множество туристов со всего мира по причине самобытности страны, богатого культурного наследия, развитой медицины, науки, системы образования. Китайцев мы встречаем и в России повсеместно, на рынках, в ресторанах, на стройках, на полях. Для успешного общения необходимо знать, какова психология китайцев.

При устройстве на работу в международную компанию, работающую с Китаем, помимо знания языка Вас непременно спросят, имеется ли личный опыт общения с гражданами Китая. И этот вопрос прозвучит вовсе не от праздного интереса работодателя. Вопрос опыта общения с китайскими товарищами важен не только в профессиональной сфере. Мы часто совершаем покупки на рынках, многие из нас выезжают в Китай на отдых. В связи с этим, каждому из нас хочется больше узнать, какова психология китайцев для того чтобы правильно выстроить общение с ними, не попасть в неудобную либо опасную ситуацию. А так же просто для того, чтобы не испортить себе настроение, обидев кого – либо, или потерять уважение к себе со стороны китайцев, совершив по незнанию какой – либо необдуманный поступок.

Каждый человек индивидуален по своему характеру, привычкам, поведению. Но известно, что данные черты характера формируются под действием среды, окружающей человека. Среда, в которой человек рождается и развивается с самого детства, направляет развитие индивидуальных особенностей и задатков, развивая одни и подавляя другие личностные качества людей. В результате взаимодействия с обществом, живущим по своим традициям, формируется определенный тип личности, присущий только представителям какого либо народа, особенно если дело касается граждан Китая. В какой же среде формируется сознание китайцев?

Место человека в Китайском обществе
Психология общества Китая сформировано под действием исторических процессов развития китайской цивилизации, история которых насчитывает несколько тысяч лет. Китай пережил длительный период феодального господства, которое предполагает отсутствие прав и свобод, бесправие населения, борьбу за физическое выживание. Внедрение в общество идей Конфуцианства сформировало ценность коллектива, отставляя на второй план личность. Признавались семейные отношения, отношения между друзьями. Общественные и государственные отношения являлись продолжением внутри семейных отношений.

Каждый человек в семье, в кругу товарищей, в отношениях с государством имел свое место, предназначение и обязан был выполнять собственный долг, соответствующий его положению. Имеет место строгая иерархия как в семье, так и в государстве. При этом, существовала полная зависимость — от старшего в семье, от начальника на работе. Длительное время в стране пропагандировалось послушание и слепое подражание навязанному образу.

Значимость группы в сознании китайцев очень значительна. Выражается это в высоком духе корпоративности в коллективе, где все друг за друга. Оскорбление одного может быть воспринять как оскорбление всей группы. Внутри группы китаец наиболее подвержен заражаемости коллективной обидой, вдохновением, идеями. Группы свободно поддаются идеологической и политической обработке.

Известно, что с древности подчеркивалось центральное значение китайского государства, серединное положение страны, центральное во всем мире. Весь остальной мир был варварами. Китайцы жили по собственному кодексу поведения, замкнутому в своем собственном мире. Есть мы – группа, и они – все остальные. Отсюда происходит признание у китайцев внутри семейных и внутригрупповых правил поведения. На первом месте существует группа, к которой принадлежит китаец. Отношения в группе регулируются традициями, привычками и обычаями. Отношения внутри группы являются основой для налаживания общественных связей вне группы. Отношения основываются на принципах обоюдной выгоды. Связи строятся между родственниками, земляками, друзьями, друзьями друзей. Хвастаясь собственными связями, китайцы часто могут преувеличивать свои возможности. Наличие множества связей определяет деловые возможности. Наибольшие деловые возможности имеет чиновник. Положение чиновника наиболее выгодно для организации широкого круга взаимовыгодных связей, в связи с этим чиновники пользуются особым почитанием.

Отличительной чертой китайцев является страх перед властью, внушаемость. Отсюда произрастают такие черты характера, как ожидание указаний свыше, инертность деятельности, формализм. Указания начальника исполнялись с особой пунктуальностью, порою доведенной до абсурда. Чиновники в Китае требуют больше не соблюдения юридических норм и законов, а внешних проявлений уважения к их личности.

Сложные процессы, происходящие в китайском обществе, воспитали как положительные, так и отрицательные черты характера. Энтузиазм, отзывчивость, трудолюбие сочетается с агрессивностью, вероломством, угодничеством, приспособленчеством и жестокостью. В настоящее время Китайское общество под влиянием западных цивилизаций постепенно отходит от догм конфуцианства, но при этом изменения не всегда происходят в лучшую сторону. На первый план выходят материальные выгоды, развивается «Синдром красных глаз» — зависть к благосостоянию окружающих. Наиболее подверженной новому влиянию оказалась молодежь, проживающая в крупных городах.

Характер китайцев
Сами китайцы характеризуют свой характер как «нэй сан» — замкнутый. Чувства, эмоции, интересы и переживания находятся на втором плане. При этом китайцы признают, что их темперамент сравним с термосом – снаружи холодно, но внутри кипяток.

Особо сильны в Китае следования традициям, формализм, соблюдение правил. Положительные правила, например уважение к родителям, могло быть доведено до абсурда пунктуальным и дотошным исполнением всех тонкостей.

Китайцев отличает высокое чувство долга, являющееся основополагающим в поведении, и вынуждал повиноваться установленным нормам. Долг перед семьей контролировал супружеские измены. Долг перед обществом обязывал соблюдать правила – сдерживать эмоции, следовать общепринятым моделям поведения. Нарушение общепринятых норм может привести к потере общественного престижа – «потери лица». Потеря лица ранее являлась страшным позором, заканчиваясь зачастую самоубийством. В настоящее время страх потери престижа так же велик, но изменились мотивы и способы оправдания. Достоинство можно сохранить, публично признавшись и покаявшись. Считается, что покаяние изменяет внутреннее содержание человека.

Для поддержания репутации допустимы все мыслимые способы. При этом считается главным не сам поступок, а то, как он будет выглядеть в глазах общества. Такие установки мотивируют китайцев на театрализованость своей жизни, где главное – правильно исполнять свою роль. Для сохранения лица допускалось даже прикрытие воровства, ошибок административного управления. Потерей лица может обернуться несоблюдение начальником неписаных правил в отношении своих подчиненных, например, начальник не может сам носить свой портфель.

Потерей лица может быть незнание каких либо вещей. Не стоит спрашивать например дорогу на незнакомой улице. Не знающий дороги китаец все равно расскажет Вам первое, что придет в голову. Хоть и соврет, но ответит на вопрос и не потеряет лицо.

Сохранение общественного престижа необходимо так же для создания ощущения собственного превосходства над партнером. Даже при незначительном споре китаец попытается добиться признания вины оппонента, пусть даже признания формального. В сфере производственных отношений, для сохранения лица, китаец положит все усилия для своевременного выполнения работы, но работа при этом будет выполнена наспех, некачественно.

Поведение в деловой сфере так же основано на боязни потерять лицо. Потерять общественный престиж легко может иностранец, не имеющий понятия о тонкостях отношений. В процессе переговоров значимыми будут намеки, паузы в словах, увод темы разговора в другую сторону. Для сохранения лица, многие вопросы решаются не в прямых переговорах, а с помощью посредников.

Психология китайцев такова, что очень важным фактором для них является соблюдение атрибутов, формы. Например, социальный статус китайца обязывал его следовать жестко определенному правилу поведения, определявшего все сферы его жизни. Руководитель обязан выражать свои мысли плавно и размеренно, тогда как крестьянин должен говорить бегло и с размытым смыслом. Кажущаяся внешней лживость и лицемерие китайца связана с тем, что он вынужден подстраиваться под определенные модели поведения, присущие его статусу. Он ведет себя так, как приучен с самого детства.

Договоры с китайцем пройдут только в том случае, если он сочтет это разумным, рациональным. Рационально все, что может принести выгоду. Отсутствие возможной выгоды делает мотивы непонятными и враждебными. Бережливость и рациональность китайцев связана с длительной борьбой за выживание, нехваткой денег.

Китайцы не любят риск и идут на сделки только при полной уверенности в своем выигрыше. При проведении действий рассчитывается множество вариантов развития ситуации.

Трудолюбие является известной по всему миру чертой характера китайцев. Но следует учесть, что в основе труда так же лежит выгода. Труд воспринимается как вынужденная мера для материального обеспечения. При малейшей возможности китаец стремиться подняться, разбогатеть.

Еще одна особенность китайцев самообучаемость, любознательность. Китаец легко обучается. Наиболее легко обучить китайца с помощью каких либо образов, картинок. Любознательность китайца может перерасти в назойливое любопытство. Массовое скопление людей может вызвать даже самое незначительное событие, даже простое появление на улице иностранца.

При проживании за границей, китайцы селятся обособлено. Несмотря на иную культуру чужой страны, китайцы сохраняют свою самобытность, традиции, образ жизни.

Как китайцы относятся к иностранцам
Тысячелетнее внушение серединности государства привело к тому, что китайцы превозносят все китайское – товары, традиции, культуру, экономические успехи. Они убеждены, что все китайское настолько хорошо, что можно спокойно воспринимать пренебрежительное отношение китайцев ко всем остальным народам. Если китаец критикует какие либо недостатки страны, он может сильно обидеться, услышав такую же критику от иностранца. Китайцы изначально брезгливо относятся к иностранцем, подчеркивая собственное превосходство, либо давая понять о снисходительном отношении к нему. В настоящее время, отношение к иностранцам меняется. В страну прибывают гости, в ВУЗы поступают студенты из разных стран. Приезжает масса туристов, поэтому отношение к иностранцам в основном доброжелательное.

Отношение к иностранцам из разных стран разное. К монголам, чернокожим отношение пренебрежительное, в то же время к европейцам и американцам отношение трепетное. К японцам отношение настороженное. К русским отношение различно. В приграничных районах Китая отношение может быть злобным. В центральных и курортных районах отношение в основном доброжелательное.

Несмотря на свою исключительность, в Китае прослеживается подражание европейской культуре, этикету. Но и тут, национальная гордость не позволяет признавать даже очевидные заимствования из других стран и культур.

Мышление китайцев
Китайцы склонны к уточнениям и детализациям. Широко развито образное мышление. Китайскую письменность, составленную на основе более 5000 иероглифов можно освоить только на основании образного мышления. Объяснение тем наиболее эффективно с использованием наглядных пособий. Повтор темы считается подчеркиванием важности момента.

Мыслит китаец целым массивом понятий и образов, часто выбрасывая важные детали. Китаец может уклоняться от прямых ответов, если тема кажется неудобной, и непонятной. Склад ума нелогичен. Невозможно китайца заставить сделать то, что он не хочет. Согласившись с Вами, китаец может резко отказаться от собственных слов.

Манеры общения в Китае
В общении важно все – скорость произношения речи, тональности, жесты, мимика. В близком кругу скорость речи высокая, элементы речи произносятся небрежно и сокращаются. Часто употребляются жаргонные выражения.

В официальной обстановке темп речи более размерен и сдержан. Употребляются стереотипные фразы, характерные для конкретных ситуаций. Тихий и спокойный голос с минимальным набором мимики и жестов говорит о убежденности и самообладании китайца.

Исходя из ролевой постановки общественных отношений, общение между китайцами носит, как правило, этикетный характер. Этикет предполагает набор типовых моделей поведения, характерных для общения в различных жизненных ситуациях в разных слоях общества.

Знание основ этикета помогает выстроить общение с китайцами. Необходимо учитывать, что нормы поведения различаются значительно. Например, в Китае сморкаться на улице, тогда как сморкаться в платок и положить его в карман считается мерзким. В общении не принято открыто проявлять эмоции, в незнакомой ситуации.

Обращаться к китайцу принято с использованием титула, за тем фамилии, например «директор Ван». Обращение по имени допускается только в близком кругу. При представлении человека, например — Дэн Сяопин следует иметь в виду, что первая часть «Дэн» является фамилией, вторая часть — «Сяопин» — имя. Если титул человека не известен, то обращаться следует с использованием слов господин (сянынэн), либо госпожа (тайтай). Общение с русскими для китайцев представляет определенные трудности. Представляться им следует не говоря отчества, чтоб избежать путаницы. Для упрощения произношения имен, русские имена могут быть заменены на удобные короткие клички.

Успех в общении с китайцами складывается из многих нюансов и обстоятельств, изучить которые следует более подробно в случае ведения совместного бизнеса, периодических тур. поездок, частого общения. Успех зависит от предварительной подготовки – более подробного изучения культуры, традиций, нравов китайцев. Зная их менталитет, можно заранее предсказывать результат деловых переговоров, успешных покупок, общения. Интернет дает возможность более детального изучения обычаев китайцев, проживающих в различных местностях. Возможно, Вас напугает большое количество протокольных правил этикета, норм поведения. Но знание психологии общения и основ этикета необходимо, поскольку, как известно, восток – дело тонкое!