Развитие концентрации внимания

Развитие концентрации внимания

Концентрация внимания

У большинства людей, пытающихся усвоить новый материал в какой либо сфере деятельности, возникают трудности с концентрацией внимания при чтении, заучивании слов, попытках вспомнить материал и воспроизвести знания, полученные на бизнес – семинаре. Проблема развития концентрации внимания является основной, более существенной, чем проблемы непосредственно связанные с работой памяти.

Успех в восприятии и усвоению информации, связан с развитием концентрации внимания. Концентрация внимания – способность удержания внимания на конкретном объекте в течении определенного времени. Сосредоточенность внимания предполагает определенное состояние мыслительных процессов, при которых мыслительный процесс сосредоточен только на предмете внимания.

Психологами отмечено, что для успешного усвоения информации, необходима активизация обоих видов восприятия человека – «объемное» и «туннельное» восприятие. Два вида восприятия являются следствием противоположных режимов работы мозга – режимом концентрации и режимом рассредоточения.

Концентрация внимания формирует в мозге очаг возбуждения, вокруг которого затормаживаются остальные процессы деятельности. По этому, информация о внешней среде проходит в мозг только через очаг возбуждения, возникает эффект «туннельного восприятия».

В режиме рассредоточения, наоборот, возникает очаг торможения работы, при этом рассредоточивается поле возбуждения мозга для восприятия. В этом состоянии поле восприятия внешних факторов значительно расширяется, но при этом внимание к деталям так же рассеяно, информация о внешних факторах имеется в виде фона, без деталей.

В режиме концентрации, внимание длительное время сосредоточено на предмете и позволяет изучить и запомнить мельчайшие его подробности, которые надолго запомнятся. В режиме рассредоточения происходит анализ сразу нескольких предметов, деталей, тем урока. Мы рассредоточиваемся, если упустили какую либо деталь урока, пытаемся уточнить у соседа по парте упущенную деталь, но пока мы это делаем, трудно воспринимать то, что говорит преподаватель в это же время. Степень сосредоточения внимания на объекте изучения зависит от множества внешних и внутренних факторов.

Типы внимания человека

— Произвольное внимание сосредотачивает мыслительный процесс на предмете в силу каких либо причин, даже при отсутствии личного интереса к предмету (например, в процессе учебы).

— Непроизвольное внимание, которое проявляется при появлении ярких новых и нестандартных образов.

— Постпроизвольное внимание, которое возникает при наличии личного интереса к объекту.

Развитие концентрации внимания человекаОсобенность работы мозга такова, что он постоянно находится в поиске новых раздражителей, не задерживая на долго внимание на каждом из них. Как проходит для нас урок на курсах, бизнес — семинарах? Голос преподавателя сможет удержать нас какое то время, но минут через десять преподавателя будет уже не слышно.

Мысль плавно перетечет на события, происшедшие на работе в этот день, на дела, оставшиеся дома. Тут неожиданно хлопнет дверь – зайдет в класс опоздавший, тут кто то чихнул, затем какая то ворона громко каркнула за окном.

Внимание автоматически перекидывается на ворону, на опоздавшего, на пролетающую муху по кабинету. Мозг ведет себя так, как будто все происходящее вокруг более важно, чем собственно процесс урока.

С рассеянием внимания восприятие материала сводится к нулю. Главным на занятии является настрой на восприятие материала. Научившись концентрировать внимание на учебе, можно добиться значительных успехов в усвоении языка. Каким образом удается добиться развития концентрации внимания? Самым распространенным способом, который приходит на ум, является насильное забитие в мозг информации путем многократного повторения материала. Реакция мозга на отторжение информации, которая неинтересна и не вызывает положительных эмоций, жестоко подавляется, что только усугубляет нервное напряжение и не принимает учебный материал, как бы мы не старались.

Для достижения успеха в усвоении нового материала, необходимо научиться концентрировать внимание. Что практически означает концентрация внимания? Как правило, это способность концентрации на предмете, не допуская при этом посторонние мысли и образы, забыв при этом о остальных проблемах.  Внимание необходимо удерживать на объекте определенное время.  Для успешного процесса обучения так же необходимо научиться быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

Для того, чтобы добиться успеха в развитии концентрации внимания, необходимо умение останавливать поток мыслей в голове, отдаляться от него. Необходимо расслабление мышц, успокоение, расслабление.

Способности расслабления и концентрации можно развивать на тренингах по психотехнике. Для успехов в развитии способности концентрации внимания следует иметь позитивный настрой и терпение. Занятия по тренировке концентрации внимания должны быть систематическими. В качестве примера тренировки можно привести эксперимент с часами. Можно сосредоточить внимание на часах и по секундной стрелке засечь время, которое можно продержать концентрацию, избегая посторонних мыслей. При периодической тренировке можно довести время концентрации до 2 – 3 минут.

Общее правило упражнений – концентрация на то, что Вы делаете сейчас. Время тренировки концентрации нужно постепенно увеличивать. Занятия должны быть систематическими.

Особую сложность вызывает концентрация внимания у детей. До пяти лет устойчивость внимания особо низкая. До семи лет наблюдается рост способности к концентрации внимания, но этих способностей явно не достаточно для однообразной и малопривлекательной деятельности. В это же время наблюдаются всплески способностей к восприятию и концентрации внимания при проявлении явного интереса ребенка к исследуемому объекту. Концентрируется ребенок очень глубоко, рассматривает предмет и изучает, замечая мельчайшие детали и свойства предмета. При отсутствии интереса, внимание к данному предмету обращено будет лишь мимоходом и впечатлений от его существования не будет.

развитие концентрации вниманияДля развития концентрации внимания необходимо выявлять слабые стороны в способностях к концентрации внимания в различных этапах процесса обучения. Если слабость состоит в желании бросить начатое дело, необходимо сделать усилие над собой и делать еще небольшой шаг, перебороть свое нежелание. Например, читая книгу по 20 страниц в день, прочитать еще 5 страниц дополнительно.

Во время изучения очередной незнакомой темы, необходимо мысленно отбросить все остальные дела, даже если эти дела очень важны. К ним можно вернуться после урока. Положительный настрой на занятие дает значительный прирост способностей к обучению.

Если сосредоточиться на новом материале не удается, необходимо проанализировать причины. Часто кажется, что виной всему внешние раздражители, звонки, громкие разговоры, но на самом деле причина может быть не только внешней. Причиной на самом деле может быть и стресс, и усталость, присутствие проблем более важных, чем обучение языку. В любом случае необходимо выявить причину, беспокоящую Вас и найти способ решения проблемы.

Развитие концентрации внимания зависит от внешних факторов. Условия должны быть комфортными. Не должно быть телевизора, радио. Освещенность должна быть достаточной для занятий. Для занятий не подходит природа. Так же для успешных занятий невозможно учить несколько различных тем. Темы должны быть близки.

Память и концентрация внимания связаны между собой. Мотивация побуждает порыв к действию и интерес к достижению цели. Появление интереса способствует усвоению материала, сконцентрировавшись на его изучении. Интерес к изучению материала может быть подкреплен с помощью чтения дополнительных материалов на английском языке по интересующим Вас темам. Если интересен спорт, можно смотреть спортивные репортажи и новости.

При изучении языков с помощью чтения книг на иностранном языке, можно выбрать наиболее интересные Вам книги по жанрам, например детективы, либо романы. Побуждение интереса к сюжету книг способствует повышению концентрации внимания.

Развитие концентрации внимания следует сочетать с психологическими особенностями человека. Оптимальным режимом для усвоения нового материала при максимальной концентрации внимания, является занятие с интенсивностью два или три раза в неделю по два часа.

 Более длительные и частые занятия приводят к быстрому переутомлению. Большой объем материала так же нельзя освоить за кратчайшее время. При перегрузке нервной системы, ни о какой концентрации внимания и положительных эмоциях речь не идет. Знания языка, усвоенные при нервном перенапряжении, не останутся в памяти надолго, могут быть быстро забыты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + тринадцать =

Сайт размещается на хостинге Спринтхост