Языковые способности

Языковые способности

 

языковые способностиМы все сталкиваемся в жизни с необходимостью изучить иностранный язык. Цели изучения языка у нас самые разные. Насколько сильно желание изучить язык, настолько же и сильны сомнения в собственных способностях обучения. При выборе методик изучения языка, очень важно знать свои языковые способности.

Определение собственных способностей является принципиальным моментом, поскольку зная способности, мы можем выбрать  методику изучения языка, определить интенсивность занятий. Выбрав подходящие методики, мы можем выбрать и соответствующую школу для изучения иностранного языка.

Языковые способности – это психологические возможности человека, обеспечивающие быстроту и легкость овладения новыми, несвойственными ранее навыками. Способности объясняют быстроту приобретения новых навыков и возможность их практического использования.

Условиями развития способностей является многоплановая и одновременная деятельность человека в разных областях.

Любой человек имеет задатки —  наследственные базовые предпосылки  развития. Задатки определяют развитие способностей человека в различных видах деятельности.  Задатки обусловлены генетическими и врожденными особенностями нервной системы и мозга человека. У каждого человека задатки индивидуальны. В процессе взросления ребенка и жизни взрослого человека, способности постоянно развиваются. Процесс развития способностей исходит из задатка.

На дальнейшее развитие способностей оказывает влияние окружение человека, и биологическая среда, в которой человек находится. В изучении языков, задатки определяют различные пути к достижению определенного уровня владения языком. Люди, обладающие различными задатками, достигают успеха через различные способы овладения языком. Время освоения языкового материала так же  может сильно различаться.

Языковые  способности   имеются у любого человека. Но в связи с индивидуальными психологическими различиями, скорость усвоения языков будет различной. Для достижения цели овладения языком, технология обучения должна соответствовать индивидуальным особенностям человека.

Первостепенным в процессе обучения являются особенности работы мозга человека в процессе усвоения материала. Мозг человека устроен так, что правое полушарие мозга обеспечивает интуицию, творческие способности. В то же время левое полушарие больше отвечает за логику, запоминание.

Упор в обучении на заучивание и механическое выполнение заданий по заранее известным правилам, тренируют больше левое полушарие мозга. Правое полушарие при этом как бы не востребовано. В результате обучения студент может воспроизводить заученный на уроке материал, но применить его на практике не сможет.

Дисбаланс в работе творческого и логического полушарий мозга вызывает внутреннее отторжение процесса обучения и может привести к нервным срывам.

 

Главные трудности для человека, решившего изучить язык  состоят из трех ступеней: (англ.  PPP — Present, Practice, Produce) ознакомление — тренировка — применение. Психологи, занимающиеся проблемами лингвистики, отмечают, что трудности заключаются не в сложностях предмета, а в умении человека учиться.

В процессе обучения активируются психические процессы головного мозга: процессы логической памяти, вербального мышления, способности восприятия на слух. Эти элементы являются основными факторами, определяющими способности человека к обучению.

 

Английские психологи установили, что в младенческом возрасте дети способны на слух  различать все полутона речи любых языков.  Далее происходит программирование мозга, настраивая его на звуки родного языка, что закрепляет понимание родной речи и усложняет понимание чужой.

У людей с различными способностями вербальное мышление сильно различается по гибкости мышления, понимания смысла учебной информации, способности логического рассуждения и умения делать выводы.

Способности слухового восприятия так же значительно различаются у людей с разными языковыми способностями. Психологами отмечено, что языковые способности человека существуют как психические качества. Развиваются они очень медленно.  Поэтому в процессе обучения иностранным языкам  важен индивидуальный подход к личности человека, что позволяет раскрыть личностные качества, выяснить, что именно помогает, либо препятствует процессу обучения.

Методики обучения подстраиваются по особенности психики различных людей. Некоторые школы при наборе на курсы практикуют предварительное  психологическое тестирование будущих студентов для определения их способностей. Несмотря на  психологические особенности каждого человека, психологами выделено несколько типов личности по способностям к обучению иностранным языкам:

  1. Коммуникативный тип личности. Характерна высокая эмоциональность и активность в общении. Низкий самоконтроль, стремление к лидерству. Высокий интерес к практическим знанием,  и пренебрежение к теории. Слуховое восприятие сильно развито.
  2. Лингвистический тип личности.  Слуховое восприятие развито слабо. Аналитический метод обучения. Высокий самоконтроль. Медленное развитие навыков аудирования.
  3. Коммуникативно – лингвистический тип студентов обладает медленным развитием речевых навыков, высокий самоконтроль, склонность к лидерству, но небольшое желание в сотрудничестве. Неразвитая зрительная память, но развито слуховое восприятие.

Приведенные типы особенностей психологического склада студентов отражают существенные различия в психологическом строении людей. Для успешного обучения студентов с различными способностями, в настоящее время проводятся психологические исследования в контексте успешного овладения языками.  По результатам исследований разрабатываются индивидуальные стили учебных процессов (под категории  психологических типов мышления).

Объем памяти  определяется наличием моторной, механической, слуховой, эмоциональной, зрительной, ассоциативной памятью. Механическая память с возрастом ухудшает работу. Все труднее с возрастом учить слова, но это обусловлено особенностями работы мозга. Со временем, мозг заполняется информацией,  и механическая память ухудшается, но при этом происходит ее компенсация за счет других видов памяти.

Если развита образная память, то в процессе запоминания или прочтения фразы,  обычно возникает какой — либо мысленный  образ, соответствующий фразе. Образ визуальный или слуховой, в зависимости от того, какое восприятие больше развито. Образы мысленно  закрепляются ассоциацией с изучаемой фразой. Представив образ, сразу вспоминается и фраза.

Если образы возникают автоматически, то такое мышление называется непроизвольным. Так же при необходимости вспомнить фразу, возникает образ, и фраза вспоминается вместе с ним. Если мыслить словами внутренней речи, то скорость такого мышления будет ограничено скоростью воспроизведения фраз, в то время как образы возникают в памяти мгновенно.

Для быстрого запоминания слов часто используются психологические инструменты мнемотехники – методики запоминания. Запоминание происходит за счет функции визуального мышления. При чтении или слушании происходит фиксация информации в мозге человека. «Электрическая» согласованная активность групп нервных клеток мозга позволяет осуществить запоминание информации в течении 40 – 60 минут. Окончание запоминания осуществляется однократным повтором запомненного материала.  Закрепление в памяти происходит  в срок от 3 дней до одного месяца. Так действует «Электрическая» память.

Механизмы рефлекторной памяти образуются отдельно от памяти «электрической» и образуют рефлекторные связи между клетками мозга, отвечающими за различные анализаторные системы – слуховые, речевые, двигательные. В процессе обучения, процесс возникновения рефлекторных связей происходит автоматически и закрепляется в течении трех – четырех дней.

Исходя из особенностей строения памяти, существует несколько психологических приемов изучения языка.

  1. Сила эмоций. Когда сильна мотивация к изучению, проявляется интерес к совершенствованию знания материала и стремление узнать что то новое. В процессе появления новой информации активизируются положительные эмоции, способные вызвать яркий мысленный образ, запомнившийся надолго.
  2. Прием постоянного запоминания основан на уверенности в собственных способностях. Успехов добивается тот, кто верит в свою способность сохранить в памяти учебный материал и воспроизвести его потом. Те, кто уверен в себе, способны надолго запомнить информацию в памяти и как правило, постоянно пытаются запомнить что то новое. Неуверенный в себе человек обладает памятью, соответствующую своей уверенности.
  3. Потенциал головного мозга обычного человека  использован не более чем на 10 процентов.  Даже обычные люди, активно тренирующие мозг путем изучения иностранного языка иногда раскрывают  скрытый потенциал запоминания. Скрытый потенциал используется как правило, на бессознательном уровне.  Обучение происходит даже во время другого занятия, домашних дел. На подсознательном уровне процесс усвоения происходит в несколько раз быстрее.

Принимаясь за изучение языков, необходимо поставить себе цель, проанализировать и определить собственные языковые способности. Собственные возможности к обучению  определяют исходя из наличия памяти, слуха и развитости логического мышления. Больших успехов можно добиться, если человек способен улавливать оттенки речи, тональности, различает их в идущем потоке слов. Кроме того, услышанные оттенки звуков необходимо имитировать самому.

Очень важно выявить слабые и сильные стороны собственной психики. Например, Если затруднено восприятие речи, нужно больше слушать и стараться логическим путем  догадываться, о чем идет речь.  Таким образом, необходимо выявлять свои слабые стороны и подтягивать их путем определенных тренировок. Зная собственные силы можно выбрать подходящую методику обучения.

Методик обучения создано множество. Современные методики ориентированы на особенности психологии различных категорий студентов. Иногда разность между отдельными учащимися в группах на столько велика, что принципиально встает вопрос о пригодности данной методики обучения для конкретного человека.

Универсальных методик обучения не существует. Но в каждом методе имеются ценные элементы, от которых отталкиваются разработчики следующих методик обучения. В попытках решения психологических проблем в процессе обучения языкам, постоянно разрабатываются новые методики. Часто новые методики не признаются научным сообществом.

Мотивация    http://psytop.com/content/view/220/6

Учебник по мнемотехнике  http://mnemotexnika.narod.ru/uchebnik.htm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − одиннадцать =

Сайт размещается на хостинге Спринтхост